Педагог-психолог : Ефремова Евдокия Захаровна

 

Психологический практикум для родителей

Как успокоить капризы, снять напряжение и агрессию у ребенка 1 – 3-х лет

 

Дети 1,5 – 3 лет часто капризничают, ведут себя агрессивно (начинают бить маму по лицу, швырять игрушками, махать руками и ногами …). Причин такому поведению малышей множество, но одно бесспорно – ребенок не виноват. Во-первых, это может быть побочный эффект кризиса трех лет. В данном случае негативизм  и желание противостоять взрослым – явление обычное. Ребенок таким образом, самоутверждается, доказывая другим свою позицию. Он бунтует против установленных ранее норм и правил и проявляет своеволие и деспотизм. Все это проявление формирующегося самосознания ребенка. Чтобы это не стало чертой характера, надо много сил и терпения. Поэтому нам взрослым, если ребенок закапризничает или начинает вести себя агрессивно, нужно приложить максимум усилий, чтобы его отвлечь и занять какими – нибудь играми. Предлагаю несколько простых, элементарных игр с малышами для того, чтобы успокоить их капризы, снять напряжение.

Очень полезны для снятия агрессии игры водой. Дети с удовольствием переливают воду с одной емкости в другую; вылавливают мелкие предметы, игрушки из воды ситечком, шумовкой; любят наблюдать за тем, тонут или не тонут предметы.

Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком, например БО-БО, ЖУ-ЖУ, и тому подобное. Когда у малыша появится желание кусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, объясните, что папу или маму (и прочих в доме взрослых) бить нельзя (сказать строго и честно),   вот есть игрушка, которая всегда будет рада подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Первое время следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку а не на людей.

Хорошо успокаивает и снимает напряжение лепка из пластилина.

Рисование красками, а еще лучше пальчиками, что благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает, снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон. Лучше такие рисунки делать на большом листе или обоях. Для малыша очень увлекателен сам процесс рисования пальчиками, но не менее интересен и конечный результат.

Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

Релаксация, расслабление. После снятия напряжения (после подвижной игры) положите ребенка «поспать», «поплавать» — обеспечьте ему состояние покоя. Пусть даже это будет пару-тройку минут. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

Массаж. После игр, купания, перед сном делайте ребенку легкий игровой массаж спины, ручек, ножек, лица. Делайте то, что ребенку приятно, а следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что делаете, тихим и спокойным голосом. Дети с удовольствием соглашаются на игровой массаж, например:

Рельсы, рельсы, шпалы,шпалы

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего вагона вдруг посыпался горох,

Пришли куры – поклевали, поклевали.

Пришли утки – пощипали, пощипали.

Пришел слон – потоптался.

Пришла слониха – потопталась.

Пришел слоненок – потоптался, потоптался.

Пришел дворник – все подмел, поставил стол, поставил стул, начал писать письмо…

То есть взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж на спине ребенка.

 

Развивать мелкую моторику рук ребенка можно практически с первых дней жизни.

Игры с зубными щетками

Растираем зубной щеткой сначала подушечку пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.        Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей, пальчики – удальчики.

Игры с катушками

Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.

Игры с бигудями

Использовать как массажер, катая их между ладошками.

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с пуговицами

«Лыжники» — стать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Можно нанизывать на леску, чередуя, бусины и пуговицы

 

Чем занять ребенка дома?

Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут удержать ребенка на месте. И помните, что время, потраченное на общение с ребенком, вознаграждает родителей глубокой детской привязанностью.

«Волшебная стена»

Вырезаем из бумаги крупные цветы, домик,, облака, зверушек. Повесим на стену ватман, перед стеной на стул при помощи прищепок прикрепляем свои трафареты и осветим лампой так, чтобы на ватмане появилась тень от них. Ребенок обводит фигурки прямо по теням. По ходу придумываем сказки. И получается театр теней.

Упражнения для развития тонкой моторики

  1. Упражнение с паралоновым мячиком. Его поочередно сжимают пальцами правой и левой рук.
  2. Упражнение с шнурком. (На ватмане по нарисованным линиям ребенок выкладывает шнурок.)
  3. Упражнение “Веселые прищепки”.( Ребенку предлагается давить прищепкой движущиеся шнурки.) Сделать солнышко.
  4. Упражнение “Строители”. (В качестве строительного , материала используются пробки от бутылок, шашки и тд. Нужно построить дом. )
  5. Упражнение “Узелки”. (На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами как можно больше узелков.)

 

Ранний возраст – особый период в жизни. По темпам развития мозга и нервной системы этому периоду нет равных. Поэтому, занимаясь со своим ребенком, родители играют огромную роль в дальнейшем его развитии. Важно не упустить этот период!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *