Советы по развитию мелкой моторики

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине    второго  года  происходит   «речевой  взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже   могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки. Это  значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей — превратить  обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся вашему ребенку.

 

 Что поможет развить мелкую моторику рук?

— в этом поможет развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытье рук с мылом и др;

 

шнуровка, отвинчивание крышек, нанизывание предметов на веревку, разрывание бумаги на мелкие куски, перекатывание карандаша между пальцами;

— конструирование, собирание пирамидок, матрешек, игрушек- вкладышей;

— детское творчество: лепка из пластилина, раскрашивание цветными карандашами, штриховка, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам.

 

Занятия на развитие мелкой моторики.

«Упражнения с карандашами».
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. В группе есть картотека упражнений с карандашами.
Вот несколько упражнений:
— прокатывание карандаша между ладонями;
— растирать центр ладони концом карандаша;
— упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз,
по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;
— удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала
указательным, затем средним пальцем и т.д.);
— «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место
(например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);
— «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами;
— слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;
— прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем
двумя вместе;
— «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним
пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.

Учитель- дефектолог Таттинского Центра «Тускул» Вырдылина О.В.