Влияние массажа на мелкую моторику у детей с задержкой речи

У большинства детей с задержкой речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, неловко держат карандаш, ножницы. Дети не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми с задержкой речи оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка с задержкой речи, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период является развитие мелкой моторики и координации пальцев рук. Массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно. Развитие мелкой моторики руки детей положительно сказывается на соответствии детской речи и уровень развитие речи детей, находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь и мышление.

Массаж пальчиковый способствует:

  • Активизации речевых центров в головном мозге
  • Улучшение кровообращения
  • Стимуляции работы внутренних органов

Именно поэтому важно следить за уровнем развития мелкой моторики у детей с задержкой речи. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.

Массажные упражнения можно использовать в сопровождении легко запоминающего стихотворения и в сочетании игровыми моментами, позволяет занятие как веселое, эмоциональное минута отдыха. Таким образом разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные и инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи.

Пальчиковый массаж Стимуляция речевых центров головного мозга
Пальчиковый массаж + беседа Знакомство с речью, коммуникативные навыки, эмоциональная связь
Пальчиковый массаж + стихотворение Развитие чувства ритма и рифмы, развитие памяти
Пальчиковый массаж + стихотворение + игра Удовольствие

 

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.

 

Башарина А. Н., медработник